http://randir-spb.livejournal.com/ ([identity profile] randir-spb.livejournal.com) wrote in [community profile] cetusigma2008-05-20 03:10 am

Нюансы моделирования. Брань.

Тут мне пришла в голову одна мысль. На игре присутствует некторое количество военных, включая военных в крайне неуютных условиях, хулиганов и откровенных преступников. В реальной жизни эти люди регулярно матерятся.
Как моделировать мат на игре? Моделировать барраярский мат русским матом неправильно. С другой стороны если назвать своего собутыльника "незаконным сыном хромой кобылы и пятирогого верблюда, рожденным через неподобающее отверстие", то оскорбленный может потратить на обдумывание бесценные секунды, в то время как пора браться за колюще-режущие предметы. В боевой ситуации такая роскошь просто немыслима. В то же время иногда трудно отказать себе в удовольствии сказать ближнему своему что-нибудь приятное.
Как выражаться будем? Должно быть литературно, понятно и лучше не слишком оскорбительно по-жизни.

Пока что мне почти очевиден один момент - на Барраяре должно быть крайне оскорбительно:
1. Сравнивать человека с мутантом, намекать на родство с мутантом. Возможно существует термин лемут - "летальный мутант" (это из другого мира).
2. Сравнивать мужчину с женщиной. Скандинавское "муж женовидный" например подойдет.
3. Намекать на мужской гомосексуализм.
Все вышеуказанное, насколько я понимаю, среди форов карается предумышленным убийством хама - на дуэли (если он фор) или просто так, если нет. Простые жители планеты могут ограничиться парой выбитых зубов, сломанных конечностей и тому подобное.
Дополнения?

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2008-05-20 12:08 am (UTC)(link)
Еще можно намекать на неказоннорожденность (для простых - "ублюдок", у форов - "бастард").

[identity profile] leante.livejournal.com 2008-05-20 06:23 am (UTC)(link)
Полагаю, упомянуть о родстве с местной и неместной фауной тоже весьма обидно. Или вот в родстве с цетами обвинить.

[identity profile] v-himera.livejournal.com 2008-05-20 10:14 am (UTC)(link)
Куртура ругани складывается веками, а цеты только прилетели. Вряд ли.

Про фауну - согласен.

[identity profile] leante.livejournal.com 2008-05-20 10:31 am (UTC)(link)
Они не первый год тут тусят, и отношение в определенных кругах к ним сугубо отрицательное.
В конце концов, ругательства - один из самых динамичных и готовых к расширению пластов языка. "Цетское отродье" - вполне себе способ оскорбить патриота. Опять же, что там у них с генами, не ясно...

[identity profile] adunai.livejournal.com 2008-05-20 12:19 pm (UTC)(link)
Использовать сравнение с цетами в качестве оскорбления - верный способ угодить под пресс оккупационных войск...

[identity profile] v-himera.livejournal.com 2008-05-20 10:13 am (UTC)(link)
В целом согласен, в т.ч. с комментарием Анариэль.

Термин "лемут" считаю крайне неудачным из-за непонятности.

[identity profile] adunai.livejournal.com 2008-05-20 12:25 pm (UTC)(link)
Может быть, есть какое-то определение, усиливающее экспрессию фразы. Употребляется же в русском (даже не матерном) оскорбление "дурак набитый". При этом сложно утверждать, что употребляющий это выражение проводит качественное различие между "набитым" и "ненабитым" дураком...

[identity profile] r-ray.livejournal.com 2008-05-20 02:00 pm (UTC)(link)
Выродок
Выродок шестипалый
У тебя там шестой палец не режется?
Рецессив
Урод рецессивный
Рецессив шестипалый перепончатый

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2008-05-20 04:09 pm (UTC)(link)
Да тебя повивальная бабка вырезать забыла.

[identity profile] r-ray.livejournal.com 2008-05-20 04:19 pm (UTC)(link)
Слыыышь, мужик... Давно хотел тебя спросить. А сколько твоя мамочка заплатила повивальной бабке, чтоб она не заметила твой глаз на заднице?

[identity profile] adunai.livejournal.com 2008-05-20 12:17 pm (UTC)(link)
Предложенная идея, надо заметить, касается, скорее, оскорбительной брани, а не собственно мата. Матерщина в обиходе не исчерпывается оскорбительной бранью - иначе не было бы возможно такое явление, как "он не ругается матом, он им разговаривает". Кроме общеизвестного матерного "неопределенного артикля" из трех букв, есть матерные аналоги слов "зачем", "без разницы", "удивиться", "паршиво", "конец", "чушь", "сойти с ума" и т. п. - в беседе "по-матерному" оба собеседника не сочтут эти слова оскорбительными для себя, если оба считают нормальным использование в беседе мата вообще.

В принципе, такую "матерную речь" можно смоделировать более мягкими жаргонными формами, вроде: "Я типа не понял, ты с какого района, ваще, кто за тебя впишется..." Ну или в более нейтральной теме: "Когда цеты жмуриков у медцента выгрузили, я типа охренел, вот, блин, в натуре мирная, нахрен, жизнь..."

[identity profile] v-himera.livejournal.com 2008-05-20 12:27 pm (UTC)(link)
Ужасно :)
Мне кажется, уголовный жаргон викторианского Барраяра противопоказано моделировать жаргоном начала XXI века.

Ну вот классика

[identity profile] r-ray.livejournal.com 2008-05-20 01:20 pm (UTC)(link)
- Выстребаны обстряхнутся, - говорил он, - и дутой чернушенькой
объятно хлюпнут по маргазам. Это уже двадцать длинных хохарей. Марко было
бы тукнуть по пестрякам. Да хохари облыго ружуют. На том и покалим
сростень. Это наш примар...
Дон Рэба пощупал бритый подбородок.
- Студно туково, - задумчиво сказал он.
Вага пожал плечами.
- Таков наш примар. С нами габузиться для вашего оглода не сростно.
По габарям?
- По габарям, - решительно сказал министр охраны короны.
- И пей круг, - произнес Вага, поднимаясь.

[identity profile] adunai.livejournal.com 2008-05-20 03:28 pm (UTC)(link)
Почему же? Барраяр - все-таки не викторианская Англия, а "условное будущее". В котором вполне возможны (и есть) какие-то завязки на реальное настоящее. Кроме того, практически любая на моей памяти попытка смоделировать жаргон в конечном итоге приходит к современным жаргонизмам - просто потому, что язык, на котором мы говорим, - русский, а не общегалактическая мова или там английский полуторавековой давности.

Тут, я бы сказал, только два пути - либо вообще отказаться от моделирования уголовного или армейского жаргона, либо применять жаргонизмы русского языка. Можно, конечно, общаться исключительно на языке соответствующей культуры, но не все способны на такой подвиг.

[identity profile] r-ray.livejournal.com 2008-05-20 04:13 pm (UTC)(link)
Желательно по крайней мере не скатываться на современный блатной жаргон. Такой опыт есть, к сожалению - персонажи, употребляющие современный жаргон, вопринимаютяс как комические. Пародирующие братков из анекдотов.

К сожалению, ругательства с религиозным подтекстом ("тысяча чертей!") для Барраяра неактуальны, а ругательства с сексуальным подтекстом могут оскорбить игроков "по жизни". Предлагаю пользоваться архаичным сленгом ("лопни моя селезенка") с уклоном в генетику: мутант, рецессив, шестипалый...

[identity profile] leante.livejournal.com 2008-05-20 11:47 pm (UTC)(link)
мат-перемат... господа ясноглазые, вы меня так извлекли, что я с вас изумляюсь :-)

[identity profile] v-himera.livejournal.com 2008-05-21 10:45 am (UTC)(link)
Нет, ругательства с упоминанием чертей, несмотря на нелогичность, широко распространены в первоисточнике!

И, разумеется, чертыхания во всех формах

[identity profile] v-himera.livejournal.com 2008-05-21 10:51 am (UTC)(link)
Цитаты:

- Нет, черт подери! - Он вырвал руку. - Ничего не происходит!
А этот чертов врач больше не выпускает меня в сад днем
Он мучил свою руку упражнением на координацию, тихонько чертыхаясь.
- Черт... - пробормотал он, потирая шею.
Я послал его к черту – не напрямик, конечно, в вежливой форме.